Статистика подтверждает, что некоторые арбитражные управляющие все еще не доверяют дистанционным голосованиям.
Дистанционные собрания кредиторов облегчают арбитражным управляющим ведение процедуры банкротства, а иногородних кредиторов избавляют от транспортных расходов. Но из статистики следует, что некоторые управляющие все еще с недоверием относятся к информационным технологиям в сфере банкротства. К таким выводам пришел исполнительный директор «Союза операторов электронных площадок» Игорь Липкин.
Он напомнил, что проводить собрания кредиторов в электронной форме можно с июня 2021 года, когда в ст. 181.2 ГК внесли поправки. ФЗ «О банкротстве» в этой части не дополняли, поэтому некоторые участники процедур банкротства сомневаются, что это правомерно. Липкин привел судебную практику. Так, в деле «Техтрансстроя» кредиторы попытались оспорить решение собрания о проведении мероприятия дистанционно, и в первой инстанции им это удалось (дело № А55-28138/2020). Но 11-й ААС указал, что электронное голосование не нарушает права участников процедуры. А еще кредиторы находятся на удалении друг от друга, поэтому дистанционное собрание избавляет их от расходов на дорогу.
В деле о банкротстве «ГолдАртМаркет» АС Камчатского края привел такие же доводы и обратил внимание, что ФЗ «О банкротстве» не запрещает электронные собрания (дело № А24-7228/2018). Кроме того, такую возможность прямо предусматривает ГК.
АС Московской области в деле Беркера Гиринджи отклонил довод кредитора о необходимости оформлять ЭЦП для участия представителя в голосовании. Суд обратил внимание, что на платформе можно подписывать все документы простой электронной подписью с помощью кода из СМС. Поэтому жалобу на действия управляющего по проведению электронного собрания отклонили (дело № А41-36234/2020).
Липкин добавил, что дистанционные голосования сокращают издержки на проведение процедуры, а суды подтверждают легитимность таких собраний, если их организуют и проводят без нарушений.