Верховный суд РФ рассмотрел коллизию, которая появилась совсем недавно, но уже получила неожиданное распространение.
Речь о том, что по закону человека могут признать финансово несостоятельным не только при жизни, но и после смерти.Тогда в конкурсную массу включают его наследство. И в этом случае имущество могут забрать у наследника, который пользовался им уже несколько лет, — это нужно, чтобы рассчитаться с кредиторами. А вот личными активами по долгам наследодателя отвечать не придется. Но только в том случае, если получится отделить их от наследства. Это интересное решение, заметил портал Право. ru.
На этот раз ВС рассмотрел спор между наследниками и Федеральной налоговой службой, которая взыскивала налоги за активы умершего, переданные в конкурсную массу.
Уточним — по статье 223.1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (она называется «Условия и порядок банкротства гражданина в случае его смерти») человека могут признать банкротом даже после кончины.
В таком случае процедура банкротства пойдет по стандартным правилам. В одно банкротное дело собирают все долги и имущество, вошедшее в наследство должника, включая активы, которые уже получили наследники. Наследники не могут уклониться от исполнения обязательств умершего в пределах своей доли. Позиция Верховного суда РФ звучит так — банкротится наследство, а не наследник.А теперь детали спора, который начался в Челябинске и завершился в столице.
В этом гражданском деле фигурируют трое наследников, которым досталось добро после смерти родственника. Он был бизнесменом, поэтому кроме личного имущества им отошли и несколько нежилых строений на праве общей собственности.
Но прошел год после получения наследства, и суд признал умершего банкротом. А все его имущество включил в конкурсную массу.
Налоговики отправили наследникам уведомления на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц. Такое требование касалось недвижимости, которая досталась им по наследству, но потом вошло в конкурсную массу.
Но наследники добровольно ничего платить не стали. Тогда налоговая служба обратилась в Центральный райсуд Челябинска. И там налоговики победили.
Налоговой были присуждены суммы, в которые вошли налоги на имущество физлиц, земельные налоги, взносы на ОМС и пенсионное страхование, плюс пени и расходы на ведение судебного процесса.
Судья в своем решении записала, что недвижимость, на которую ФНС начислила налог, ушла ответчикам по наследству. Но потом умершего признали банкротом и включили имущество в конкурсную массу, поэтому все требования относительно него можно предъявлять только в конкурсном производстве.
При этом суд посчитал справедливым требование ФНС к наследникам об уплате взносов на ОМС и пенсионное страхование.
Судья в своем решении записала, что включение недвижимости в конкурсную массу не отменяет обязанности наследников, как собственников имущества, нести расходы по его содержанию, включая уплату налогов.
Понятно, что такое решение наследников не устроило и они его оспорили. Но им не повезло ни в одной местной судебной инстанции. Сначала апелляция, а следом за ней и кассационный суд хором согласились, что платить наследники должны по полной.В такой ситуации наследникам ничего не оставалось делать, как отправиться обжаловать не устроивший их вердикт дальше и выше — в Верховный суд РФ. Там материалы спора внимательно изучили и вынесли свое решение.
Вот что заявил высокий суд, когда проанализировал материалы дела.
ВС заявил: если человека признали банкротом после смерти, то в конкурсную массу включается его наследство. В таких случаях банкротится именно наследство.
А вот наследники привлекаются как заинтересованные лица и должниками не становятся. Об этом, напомнил Верховный суд, говорится в Постановлении Пленума Верховного суда (23.12.2021 № 45).