Компания-застройщик обанкротилась, поэтому ее права и обязанности решил взять на себя фонд интересов дольщиков. Но залоговый кредитор банкрота был против такой сделки.
Компанию-застройщика «КилСтройИнвест» признали банкротом, и в ее отношении открыли конкурсное производство. Некоммерческая организация «Фонд Республики Башкортостан по урегулированию обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства» обратилась в АС Республики Башкортостан, чтобы получить имущественные права и обязанности банкрота (дело № А07-21667/2017). В список приобретаемого имущества вошли несколько участков с объектами незавершенного строительства.
Против иска возражали кредиторы «КилСтройИнвеста», в том числе Сбербанк. Банк, как залоговый кредитор, не давал согласия на передачу прав застройщика третьему лицу. К тому же некоммерческая организация не внесла на депозитный счет арбитражного суда деньги для погашения требований Сбербанка. А это обязательные условия для передачи объекта незавершенного строительства третьим лицам по пп. 3 п. 3 и п. 6 ст. 201.10 закона «О банкротстве» («Погашение требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства»). Несмотря на доводы банка, АС Республики Башкортостан удовлетворил требования некоммерческой организации.
Тогда Сбербанк подал жалобу в 18-й ААС. Но суд посчитал законным решение нижестоящей инстанции, потому что указанные Сбербанком нормы в этом деле применять нельзя. Здесь нужно руководствоваться п. 14 ст. 16 ФЗ от 27.06.2019 № 151. Потому что «КилСтройИнвест» не привлекал деньги участников строительства с использованием счетов эскроу, а первые договоры долевого участия были заключены до 1 июля 2019 года.
22 августа в деле разобралась экономколлегия по жалобе Сбербанка. Она отправила на пересмотр вопрос об определении размера компенсации залоговым кредиторам — не участникам долевого строительства.
В тот же день в аналогичном деле разбиралась СКЭС, а мы написали про это репортаж. Производство по делу приостанавливалось, потому что ВС направлял запрос в Конституционный суд. Тот признал, что закон недостаточно защищает залоговых кредиторов — не участников долевого строительства. В том деле ВС также решил, что определять размер компенсации бывшим залоговым кредиторам будет первая инстанция. Мотивированное решение пока не опубликовано.