Управляющего попросили возместить многомиллионные убытки за бездействие, поскольку она не оспорила сделку должника.
Верховный суд отметил, что наказать управляющего за бездействие в таком случае можно, но только если сделка точно была бы успешна оспорена.
В деле о банкротстве общества «Новая волна» (№ А33-8678/2016) новый конкурсный управляющий Денис Миляков потребовал от своей предшественницы на этом посту, Татьяны Лобовой, возмещения 198,8 млн руб. убытков.
Миляков вступил в должность в 2019 году, после чего оспорил две сделки должника от 2015 года. Но ему отказали, потому что прошло слишком много времени — больше трех лет. Реальная возможность оспорить сделку была у Лобовой, которая была в обществе управляющим в 2016 и 2017 годах. Но она этого не сделала, поэтому должна возместить убытки, причиненные бездействием, решил Миляков. И суды трех инстанций с ним согласились, частично удовлетворили иск и взыскали с ответчицы почти 45 млн руб. Лобова не исполнила возложенные на нее обязанности в части принятия должных мер по защите имущества должника, указали суды, и разрешили взыскать с предыдущей управляющей убытки в запрошенном размере.
Лобова пожаловалась в Верховный суд, который отменил решения нижестоящих инстанций. Экономколлегия в своем определении отметила: «…названные убытки могут быть взысканы только в случае, если имеются основания полагать, что, не будь пропущена исковая давность, существовала бы высокая вероятность удовлетворения требований о признании сделки недействительной». В рассматриваемой ситуации суды фактически исходили из того, что спорные сделки в любом случае были бы признаны недействительными по специальным правилам законодательства о несостоятельности. Но этот вывод ошибочный, указали судьи. Ведь у сделок отсутствовали признаки подозрительности и их нельзя было оценить как причинившие вред кредиторам «Новой волны».
«Бездействие управляющего Лобовой, не усмотревшей реальных перспектив в оспаривании этих сделок, не может быть признано незаконным или причинившим кредиторам должника убытки», — подчеркнули в ВС. В требовании к Лобовой о возмещении убытков отказали.