Экономколлегия решала, начислять ли проценты в банкротный мораторий.

   В период действия коронавирусного банкротного моратория пострадавшая от пандемии авиакомпания Red Wings решила, что начислять ей проценты по долгу нельзя. Три инстанции заняли сторону кредитора. ВС решил разобраться в деле и выслушал обе стороны конфликта.

   Авиаперевозчик Red Wings 24 декабря 2015 года заключил договор, по которому производитель самолетов ПАО «Туполев» обязался передать комплект технической документации за 4 млн руб. Летом 2017 года заказчик получил документацию, но заплатил лишь 500 000 руб.

  «Туполев» обратился в арбитражный суд и потребовал выплатить 3,5 млн руб. долга и 691 704 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами до февраля 2020 года, а также проценты с этой даты и до фактического погашения задолженности. АСГМ полностью удовлетворил требования. Вышестоящие инстанции с ним согласились.

  Red Wings оспаривает размер процентов по иску о взыскании долга и неустойки в период действия банкротного моратория (с апреля 2020 года до января 2021 года, дело № А40-54774/2020). По мнению авиакомпании, она пострадала от пандемии, а значит, проценты начисляться не должны.

  Обстоятельства не важны

В заседании Верховного суда представители истца обращали внимание на то, что долг авиаперевозчика возник до пандемии и никак не связан с ее последствиями. Юрист «Туполева» Дмитрий Гончаренко сказал: «Если компания работает в пострадавшей отрасли, это не освобождает ее от необходимости доказывать убытки за период пандемии». Так, Пленум ВС в постановлении от 24 декабря 2020 года № 44 указывает: суд может не применять возражение о моратории, если будет доказано, что ответчик избежал потерь от пандемии. Кроме того, напомнил представитель, Red Wings только в кассации привела аргумент о банкротном моратории, а до этого вся правовая позиция фирмы сводилась к несоразмерности процентов. «Почему этот довод заявили спустя полгода после рассмотрения спора?» – задавался вопросом представитель «Туполева».

  Авиакомпания спорила, что банкротный мораторий запрещает применять к компаниям из пострадавших отраслей финансовые санкции за неисполнение обязательств, в том числе тех, которые возникли до карантина. Представители Red Wings акцентировали внимание на том, что компании достаточно одного критерия для защиты от санкций – относиться к особо пострадавшей от COVID-19 отрасли. Авиаперевозки вошли в число пострадавших отраслей, а компания понесла значительные убытки в период пандемии.

  «По мнению законодателя, любая дополнительная санкция помешает компаниям гасить долги. Задача была не ухудшить и без того тяжелое положение бизнеса», – отметила представитель Red Wings Мария Бабаева. По ее словам, убытки компании в 2020 году составили более 3 млрд руб. и оказались вдвое выше выручки. Обстоятельства, такие как время и начало просрочки платежа, не важны, отметила она.

  А коллегия по экономическим спорам приняла решение отменить судебные акты нижестоящих инстанций и отправить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Ссылка на источник на pravo.ru