Супруги совместно взяли квартиру в ипотеку. Через несколько лет мужа признали банкротом, а следом жена погасила оставшийся долг по кредиту. Квартиру сначала исключили из конкурсной массы как единственное жилье, но суды признали оплату недействительной, потому что она поставила банк выше других кредиторов. Верховный суд заставил рассмотреть спор заново, поскольку нужно выяснить, какими именно деньгами супруга оплатила долг.
Ипотека, банкротство и подарок от тещи
В 2015 году Николай Пугачев и его жена Дарья взяли в Сбербанке ипотечный кредит на покупку квартиры. Срок договора составил 20 лет, а общая сумма кредита – всего 760 000 руб. А уже в 2017 году АС Краснодарского края признал Николая Пугачева банкротом. Суд ввел процедуру реализации имущества и назначил Александра Гвоздевского финансовым управляющим.
В 2018 году Дарья Пугачева внесла в банк 125 091 руб., подаренные родителями, и досрочно погасила оставшийся долг по ипотеке. После этого квартиру исключили из конкурсной массы, так как это было единственное жилье должника. Финансовый управляющий Александр Гвоздевский посчитал, что таким образом требования Сбербанка были удовлетворены во внеочередном порядке, а банк получил преимущество над другими кредиторами. Поэтому управляющий оспорил сделку в судебном порядке.
Первая инстанция не увидела уменьшения конкурсной массы должника в результате погашения кредита и отказала управляющему. Но 15-й ААС пришел к выводу, что платеж нарушает порядок погашения требований по общим обязательствам супругов, и признал его недействительным. АС Северо-Кавказского округа с ним согласился.
Это не устроило Сбербанк, который пожаловался в Верховный суд. В кассационной жалобе юристы банка обратили внимание на тот факт, что обязательства супругов по кредитному договору были солидарными, поэтому платеж Дарьи Пугачевой не нарушил права кредиторов.
Дар – собственность супруга
По мнению тройки судей ВС во главе с Екатериной Корнелюк, суды проигнорировали самый важный для решения подобного спора вопрос – кому принадлежали деньги, которыми Дарья Пугачева погасила долг. Супруга должника отмечала, что получила деньги в подарок от родителей. Имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, является его собственностью, напомнил ВС со ссылкой на нормы Семейного кодекса.
«Вопрос об источнике денежных средств, направленных на погашение кредита, имел ключевое значение для правильного разрешения спора, так как от него зависит возможность квалификации сделки как совершенной за счет должника», – определили судьи.
Экономколлегия отменила решения трех инстанций и направила дело на пересмотр в АС Краснодарского края (дело № А32-41264/2017).