В деле о банкротстве должницы управляющий оспорил сделки по продаже недвижимости, заключенные подконтрольной ее супругой компанией. ВС такое оспаривание допустил.
В 2021 году ИП Лемиру Арамисову признали банкротом (дело № А40-214872/2021). Во время банкротных процедур управляющий оспорил сделки по продаже недвижимости, совершенные подконтрольной супругу должницы компанией «Аудит Безопасности» по заниженной стоимости. Он объяснил требование тем, что 50% доли в этой компании принадлежит супругу Арамисовой Альбеку. А покупателем имущества стала компания, подконтрольная его родному брату.Первая инстанция признала сделку по продаже общего имущества затрагивающей права кредиторов должника и влияющей на формирование конкурсной массы. Но 9-й ААС указал: сделка совершена между двумя юридическими лицами, которые не имеют признаков банкротства и прямого отношения к должнику и не отвечают по обязательствам участников, а потому не может быть оспорена в деле о банкротстве Арамисовой. С этим согласилась и кассация.
Верховный суд отменил акты проверочных инстанций. Следствием продажи имущества стало уменьшение стоимости активов «Аудита Безопасности», повлекшее за собой и уменьшение стоимости доли супруга должника в уставном капитале этого общества. «Зависимость стоимости находящейся в совместной собственности супругов доли от стоимости имущества общества обусловливает установленное судом первой инстанции влияние спорного договора об отчуждении имущества на формирование конкурсной массы должника и удовлетворение требований кредиторов», — объяснили судьи экономколлегии.
С учетом этого спор вернули на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.