Верховный суд защитил право залогового кредитора на получение всех процентов из суммы, вырученной от продажи единственного жилья должника. Оставшиеся после такой выплаты деньги должны быть переданы должнику.
В деле о банкротстве Яниса Петерманиса за 4,859 млн руб. продали ипотечную квартиру, которая была единственным жильем должника. Чуть меньше половины этой суммы, 2,244 млн руб., потратили на погашение основного долга перед залогодержателем, «Национальной фабрикой ипотеки» (дело № А56-51728/2020).Начисленные на основной долг неустойка и мораторные проценты остались непогашенными. Суды трех инстанций решили, что так и должно быть. Ведь выплата процентов нарушит права других реестровых кредиторов. Следовательно, требования об уплате мораторных процентов должны быть удовлетворены в порядке очередности из общих средств, включенных в конкурсную массу.
Компания в жалобе в Верховный суд указала, что на выручку от реализации единственного жилья иные кредиторы, кроме залогового, претендовать не могут. «Следовательно, направление средств на расчеты с залоговым кредитором по неустойке и мораторным процентам не нарушит права иных кредиторов», — уверены юристы компании.
Судьи экономколлегии согласились с заявителем. Находящиеся в иммунитете средства передаются только залоговому кредитору, из них же оплачиваются и все проценты.
По обеспеченному ипотекой долгу не применяется правило об исполнительском иммунитете, указал ВС. Гражданин, передавая единственное жилье в залог, фактически отказывается от такого иммунитета в пользу кредитора, позволяя ему в случае просрочки по обязательству обратить взыскание на предмет залога.
Оставшиеся после выплаты процентов деньги, в силу исполнительского иммунитета, исключаются из конкурсной массы и передаются должнику для обеспечения его права на жилище, отметил ВС.