Суд решил, что кредиторы не имеют на это права, если обращение в суд последовало уже после после окончания поручительства.
Дело, по которому суд вынес решение, рассматривалось по иску банка «Открытие»Верховный суд ограничил кредиторам сроки для взыскания долгов заемщиков с поручителей, сообщил «Интерфакс». Такое решение приняла судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда по спору банка «Открытие» и Московского областного гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кредитор не вправе предъявлять претензии к поручителю, если до окончания срока поручительства была подана только досудебная претензия, а обращение в суд последовало уже за пределами этого периода, решила коллегия Верховного суда.
Иск, который рассматривали суды, подал банк «Открытие». Он в августе 2019 года выдал кредит на 155 млн рублей компании ООО «АТЕК-Энерго». Гарантийный фонд предоставил поручительство на сумму 25 млн рублей со сроком действия до 25 мая 2021 года, сообщил «Интерфакс». В 2020 году суд признал «АТЕК-Энерго» банкротом и ввел конкурсное производство. «Открытие» практически сразу уведомило гарантийный фонд, что заемщик не расплатился по кредиту, но требование об исполнении обязательств поручителя направило только более чем через год после этого — в марте 2021 года. В итоге фонд отказался выплачивать деньги по причине истечения срока действия поручительства в конце мая 2021 года.
Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск «Открытия» и взыскал в пользу банка 25 млн рублей. Апелляция и кассация согласились с этим решением. Но коллегия Верховного суда решение отменила и без отправки дела на новое рассмотрения отказала банку в удовлетворении требований. Кредитор должен успеть обратиться в суд с требованиями к поручителю до истечения срока его обязательств: досудебное взаимодействие между сторонами, включая направление досудебной претензии, не освобождает от необходимости уложиться в срок, решила коллегия Верховного суда.
В ноябре 2022 года Верховный суд постановил, что получение непосильных кредитов само по себе не может быть основанием для отказа в списании долгов заемщика в рамках банкротства. По мнению Верховного суда, ответственность за невозврат займа людьми с высокой долговой нагрузкой, начавших процедуру банкротства, лежит на банках. У них есть «широкие возможности для оценки кредитоспособности» заемщика, поэтому они после одобрения кредита уже не могут ссылаться на «неразумные действия заемщика, взявшего на себя чрезмерные обязательства в отсутствие источника погашения кредита», отметил суд.