В одном из недавних споров экономколлегия Верховного суда разбиралась, можно ли обанкротить гражданина по долгам его экс-супруга. Нижестоящие инстанции решили, что можно, и ввели процедуру наблюдения, но ВС их решения отменил.
1В 1988 году Елены и Юрий Темниковы поженились. В 2013, 2014 и 2015 годах супруг заключил договоры займа с Натальей Давлятовой. По ним мужчине передали в общей сложности 10 млн руб. Деньги он не возвращал, поэтому Давлятова сначала просудила долг, а в мае 2018-го обратилась в АС Удмуртской Республики, чтобы признать Темникова банкротом (дело № А71-7988/2018). Суд ввел реализацию имущества, а заявителя включил в третью очередь реестра. После этого супруги развелись. А кредитор в рамках банкротного дела признала задолженность общей. Ссылаясь на это обстоятельство, она инициировала процедуру несостоятельности и в отношении бывшей жены должника. Три инстанции признали заявление обоснованным и ввели реструктуризацию долгов Темниковой (дело № А71-2503/2021).
Темникова с этим не согласилась и пожаловалась в Верховный суд. Она настаивает, что у нее нет обязательств перед кредитором. А то, что долг бывшего мужа признали общим, еще не образует солидарного обязательства.
Экономколлегия проверила доводы жалобы, отменила решения нижестоящих судов и прекратила производство по банкротному делу Темниковой. «Презумпция согласия супруга с действиями другого супруга по распоряжению общим имуществом не предполагает возникновения у одного из супругов долговых обязательств перед третьими лицами, с которыми он не вступал в правоотношения», — объяснили судьи. А признание обязательств супругов общими не является основанием для возникновения солидарной обязанности по погашению общей задолженности.