Должники смогут взаимодействовать со взыскателем через адвоката

Такие поправки разработал Минюст. Также, согласно ним, во время звонка из банка, коллекторской компании или микрофинансовой организации (МФО) оператор будет обязан сказать, кто он — робот или живой человек.

Минюст подготовил поправки в законодательство, которые  расширяют возможности обмена информацией между взыскателями и должниками. Об этом пишет РБК, который ознакомился с документом.

Так, у физлиц останется возможность поручать взаимодействие со взыскателем кому-то другому. Но этот другой может быть только человек со статусом адвоката. Кроме того, последний должен подтвердить, что представляет интересы должника.

«Взаимодействие со взыскателем через адвоката — это достаточно интересная новая гарантия для должников. Так, адвокаты могут помочь в заключении возможного соглашения со взыскателями», — указал член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.Как следует из поправок, кредиторы должны будут сообщать клиентам о передаче или продаже долга в течение пяти рабочих дней (сейчас 30 дней). Согласно документу, взыскатели могут направлять уведомления должнику через «Госуслуги», но есть ограничения — до двух сообщений в месяц. Кроме того, согласие от должника и третьих лиц на контакты при сборе задолженности можно будет получать дистанционно. Это будет возможно с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или электронной подписи через «Госуслуги». А еще клиент сможет отказаться от взаимодействия с коллектором при помощи отправки письма на электронную почту организации. Сейчас это можно сделать заказным письмом, через нотариуса или вручив заявление под расписку.

Еще одно важное изменение касается обзвони взыскателей. Коллекторские компании, банки и микрофинансовые организации (МФО) должны будут предупреждать граждан о том, кто с ним разговаривает — робот или живой человек. Предполагается, что это правило должно начать действовать с 1 января 2024 года.

Взыскатели сейчас используют искусственный интеллект при работе с должниками, но это никак не регламентировано законодательно. Поправки вводят новое понятие — «автоматизированный интеллектуальный агент». Речь идет о программном обеспечении для отправки голосовых сообщений, а также программах с «генерацией и распознаванием речи», которые способны поддерживать определенные сценарии разговора. Таким образом, под регулирование подпадут как обычные автоинформаторы, так и роботы, способные распознавать речь человека и подбирать подходящие ответы.

Звонки от роботов-коллекторов законопроектом приравнены к действия человека-взыскателя. Их частота и время будут ограничены — звонки в рабочие дни после 22:00 и до 08:00, а также в выходные с 20:00 до 09:00 запрещены. При этом звонить можно будет не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц.

По информации РБК, поправки уже одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

Ссылка на источник на pravo.ru