Минфин, Минэкономразвития, Минэнерго, Федеральная налоговая служба и другие заинтересованные ведомства готовят к 8 августа доклады о влиянии моратория на банкротство на экономику, в том числе, энергетическую отрасль.
Эта работа ведется по поручению Правительства в ответ на письмо ресурсоснабжающих организаций в адрес премьера Михаила Мишустина с просьбой отменить мораторий на банкротство. Ранее некоторые министерства уже высказывали свою позицию по поводу моратория, предлагая изменить порядок его применения либо не продлевать действие запрета после 1 октября.
Введенный 1 апреля мораторий был необходим и сыграл свою позитивную роль, считают эксперты. Он помог справиться с текущими трудностями многим юридическим и физическим лицам, что имело важное значение в условиях санкционного давления. Добросовестные компании и ИП смогли избежать финансовых санкций за нарушение обязательств, а исполнительные производства по имущественным взысканиям были приостановлены. Однако нашлись и те, кто стал злоупотреблять предоставленной возможностью не платить по долгам.
Введение моратория дало недобросовестным лицам новые возможности: компании могут не исполнять обязательства, а кредиторы не могут возбудить процедуру банкротства», — считает руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева.
В результате не только крупные кредитные учреждения, но и компании, которые рассчитывали на справедливое пополнение оборотных средств за счет взыскания с реальных должников по решению суда, остались в невыгодном положении.
СИТУАЦИЯ УЛУЧШАЕТСЯ
Тем временем ситуация в экономике стабилизируется. Мы видим укрепление рубля, налаживание цепочек импорта, рост доходов бюджета. Россия наладила сбыт энергоносителей настолько хорошо, что даже на Западе признают рекордный профицит внешней торговли.
В этой ситуации многие должники уже способны исполнять обязательства, поэтому продление моратория теряет смысл, считают многие представители бизнеса и эксперты.
«Последние заявления Банка России говорят о том, что последствия для экономики будут не столь негативными, как ожидалось, но гораздо более продолжительными в части сроков. По факту это означает, что те антикризисные чрезвычайные меры, которые были приняты в марте и вступили в силу 1 апреля, возможно, нужны в дальнейшем. Но только в другом исполнении», — рассуждает заместитель председателя Экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев.
Главное, на чем делают акцент эксперты — тотальное распространение моратория на все компании увеличивает риски нарушения законных прав и интересов кредиторов.
ДЛЯ ВСЕХ ХОРОШ НЕ БУДЕШЬ
Свою позицию по мораторию неоднократно высказывали федеральные органы исполнительной власти и депутаты Госдумы. Чиновники в основном склоняются к тому, что надо оказывать поддержку не всем подряд, а только тем, кто реально в ней нуждается.
Так, в ФНС настаивают на выведении взысканий из моратория на банкротство. Минюст и ФСПП уверены, что мера должна касаться не всех, а лишь тех, чье материальное положение действительно сложное. В ЦБ выступили против продления моратория на банкротство, поскольку необходимо не прощать долги, а поддерживать платежную дисциплину. А в Минстрое предложили, как минимум, отменить мораторий на банкротство застройщиков, чтобы не допустить появления новых обманутых дольщиков.
В мае зампред думского комитета по экономической политике Станислав Наумов внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предлагающий распространить действие моратория только на лиц, обладающих признаками банкротства, а также ввести заявительный порядок приостановления исполнительного производства. Кроме того, Госдума запросила у Правительства РФ оценку влияния моратория на исполнение платежных обязательств.
МОРАТОРИЙ БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН?
Для нормального функционирования экономики участники рынка должны иметь, как минимум, возможность финансировать свою деятельность, в том числе за счет кредитных средств. В свою очередь, кредитно-денежные отношения должны предусматривать обязанность заемщиков погашать задолженность. И корректировка порядка применения моратория, по мнению экспертов, во многом будет способствовать улучшению платежной дисциплины, восстановлению нарушенных экономических цепочек, активизации кредитной деятельности, а значит и стабилизации финансовой системы и экономики страны в целом.
В свою очередь, руководители крупнейших электроэнергетических и теплоснабжающих организаций считают необходимым отмену моратория. Без регулярных платежей ресурсоснабжающие компании не смогут в полном объеме выполнять свои обязательства, говорится в их письме, направленном в адрес премьер-министра Михаила Мишустина в июле. Сокращение уровня собираемости ведет к снижению объема денежных средств на подготовку и прохождение отопительного периода, проведение плановых ремонтов, закупку топлива. Отраслевые компании просят рассмотреть возможность прекращения действия постановления № 497 для того, чтобы не допустить системного кризиса неплатежей в сфере электро-, тепло-, водо-, газоснабжения и в жилищной сфере в период подготовки к отопительному сезону 2022-2023 годов.
Продление моратория в текущем виде может привести в будущем к серьезным последствиям, согласна директор Ассоциации региональных расчетных центров Ольга Селляхова. Уровень задолженности в ЖКХ достигает критического уровня (по последним оценкам, 1,4-1,5 трлн рублей, в том числе более половины — долги граждан), ставящего под угрозу подготовку к отопительному сезону, проведение плановых ремонтных работ на объектах ЖКХ, а в перспективе — сложности с оплатой труда работников.
АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ, А НЕ ПРОЩЕНИЕ ДОЛГОВ
Эксперты уверены, что тотальный мораторий на банкротство, который означает приостановку всех процессов, в том числе и принудительного взыскания, в дальнейшем не нужен. Вместо него следует вести целенаправленную работу по поддержке тех, кто оказался действительно в сложной ситуации и находится в банкротном состоянии. И нужно эти меры поддержки вводить на регулярной основе, полагает Мехтиев.
«В части юридических лиц это означает, в первую очередь, что надо четко определить, какие сектора пострадали больше всего — тем более за прошедшие полгода это уже видно. В части физических лиц надо понимать, что ситуация отлична от 2020 года, когда страна была не готова к чрезвычайной ситуации из-за внешнеэкономических факторов», — указал он.
За последние годы в России уже сложилась устойчивая практика банкротства физических лиц, из которой следует, что более 90 % заявлений о банкротстве подают сами граждане. Кроме того, население на законодательном уровне сейчас достаточно защищено: действует и запрет на списание прожиточного минимума, и неприкосновенность социальных выплат; готовится закон о постоянно действующих кредитных каникулах. Важно не допустить «сползания» в банкротство тех, кто ещё может этого избежать, но при этом не должно быть тотального прощения всех долгов, констатирует эксперт.
При наличии четких критериев логичнее было бы применять мораторий на банкротства для определенного лица через его личное заявление при упрощенном регламенте предоставления соответствующих доказательств, согласна Авдеева. Так мораторий станет эффективным механизмом поддержки должников и кредиторов, пострадавших от санкций.
«В текущем виде продлять мораторий на банкротства скорее нецелесообразно. Если изначально вводных данных было достаточно мало, было сложно определить все необходимые параметры, то сейчас с учетом имеющейся информации мы можем ввести дополнительные критерии, которые будут предоставлены именно тем, кто реально пострадал от санкционного давления», — заключила она.